Условия для инвалидов и лиц с ОВЗ
Одна из важных проблем образования сегодня – развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Основа инклюзивного образования – исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических – социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки современной системы образования. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи «особому» ребенку.
Закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013, устанавливает содержание инклюзивного образования, которое включается в основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Сегодня инклюзивное образование понимается Российскими учеными как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Система психолого-педагогической помощи в инклюзивном образовании основана на социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Основная цель образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ, то есть разными образовательными потребностями.
МДОУ «Детский сад № 234» посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, категория – тяжелые нарушения речи (ТНР). Дети с ТНР посещают группы дошкольного возраста (с 3 до 7 лет), их число в группах варьируется.
Организация инклюзивной практики строится на следующих принципах:
- Принцип индивидуального подхода (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка).
- Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (формирование социально активной личности).
- Принцип социального взаимодействия (активное вовлечение детей, родителей, специалистов в совместную деятельность).
- Принцип междисциплинарного подхода.
- Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.
- Принцип партнерского взаимодействия с семьей (усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями).
- Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
Посещение детей с ОВЗ групп общеразвивающей направленности дает возможность таким детям следовать за сверстниками и учиться у них, а те в свою очередь получают позитивный опыт общения с детьми с ОВЗ. Праздники, экскурсии, конкурсы – важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего детского сада.
В МДОУ «Детском саду № 234» созданы условия для воспитания и развития, подгрупповой и индивидуальной образовательной деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи). Они включают в себя:
- использование адаптированных образовательных программ (программ коррекционной работы, индивидуальных специальных образовательных маршрутов);
- специальных методов обучения и воспитания;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- кабинет учителя – логопеда содержит:
- материалы и игры по темам;
- зеркало с лампой дополнительного освещения;
- дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания;
- картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков;
- логопедические альбомы для обследования;
- предметные и сюжетные картинки по лексическим темам;
- настольно-печатные дидактические игры;
- алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;
- методическую, дидактическую, справочную и художественную литературу;
- в группах речевые уголки оснащены дидактическими играми и необходимым картинным материалом для автоматизации и дифференциации звуков, развития лексико-грамматического строя и связной речи.
Коррекционно— развивающая работа с детьми с ОВЗ осуществляется в соответствии с заключениями и рекомендациями муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии и является составной частью Основной образовательной программы МДОУ, раздел «Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)». Данный раздел разработан на основе:
- «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» (автор Нищева Н.В. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 352 с.).
- Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова.
Успешное преодоление речевых нарушений у детей обеспечивается личностно-ориентированным взаимодействием всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.
Сопровождение детей
|
Содержание |
Сроки |
Ответственный |
|
№ |
||||
1. |
- формирование правильного звукопроизношения; - развитие слухового внимания и фонематического слуха; - развитие лексико-грамматического строя речи; - развитие связной речи. |
В течение учебного года |
Учитель-логопед |
|
Психологическое сопровождение |
||||
2. |
- развитие когнитивных процессов; - развитие эмоционально-волевой сферы; |
В течение учебного года |
Педагог-психолог |
|
Медицинское сопровождение |
||||
3. |
У всех детей: плановые медицинские осмотры, своевременные прививки, измерение антропометрических показателей, определение уровня физического развития. |
В течение учебного года |
Медицинские работники |
|
Педагогическое сопровождение |
||||
4 |
Музыкальный руководитель: - развитие чувства ритма, умения согласовывать движение с музыкой; Инструктор по физической культуре: - развитие двигательной сферы, координации движений; Воспитатели групп: - логопедизация непосредственной образовательной и совместной деятельности, режимных моментов с учетом индивидуальных речевых возможностей детей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Родители, являясь полноправными участниками коррекционного процесса, обеспечивают создание речевой среды дома, закрепление новых речевых умений у ребенка, а также посещают индивидуальные беседы, консультации (по запросу родителя или специалиста), практикумы, открытые занятия.